Canon PowerShot S2 IS - достаточно удачный для своего времени цифровой фотоаппарат с неплохим сочетанием функций и свойств, в частности объектива. Достаточно вспомнить 12-тикратный зум, режим супер-макро и image stabilizer.
У этой модели есть и свои типовые неисправности. Наиболее часто встречающаяся неисправность - залипание шторок затвора объектива. При этом изображения через объектив нет, темный экран, на котором только служебные символы.
При регулярном пользовании фотоаппаратом неисправность прогрессирует постепенно. Если аппарат лежал несколько недель - наступает устойчивое состояние залипания. После нескольких попыток включения - выключения может заработать нормально, но после паузы в работе в несколько часов неисправность опять напомнит о себе.
Эта типовая для этих фотоаппаратов (а, точнее, объективов) неисправность встречается довольно часто после 2-х лет эксплуатации. Однажды возникнув, будет напоминать о себе до тех пор, пока не будут предприняты радикальные меры по ее устранению.
Существуют 3 способа борьбы с неисправностью "залипший затвор":
- Отдать в мастерскую - сгребут от 100 до 250 US$ в зависимости от крутизны мастерской
- Попытаться временно восстановить работоспособность (если срочно надо) без разборки фотоаппарата. После чего для устранения причины неисправности воспользоваться способами 1. или 3. Способ может не сработать!
- Для специалистов с головой и руками - самостоятельный ремонт.
Причина неисправности - залипший затвор объектива, который не может открыться и позволить изображению попасть на ПЗС (CCD) матрицу. В фотоаппаратах Canon, по крайней мере в PowerShot, шторки затвора должны работать насухую, без какой бы то ни было смазки. Со временем на них попадает смазка с соседних механических узлов, увеличивается трение шторок затвора настолько, что они перестают открываться (или гораздо реже - закрываться).
Способ 2 устранение залипания затвора средствами фотоаппарата без разборки
1. Ставим режим Tv.
2. Включаем. Ставим максимальную выдержку (15 секунд).
3. Делаем снимок и в течение этих 15-ти секунд делаем одно из следующего:
3.1. Аккуратно постукиваем по объективу, например, резиновой ручкой отвертки или другим аналогичным предметом. Переусердствовать не стоит!
3.2. Открываем крышку батарейного отсека. Затем секунд через 10-20 закрываем ее и включаем фотоаппарат.
4. Повторяем пункт 3. пока не поможет.
Способ ВАРВАРСКИЙ, а эффект ВРЕМЕННЫЙ! Иногда вообще не помогает.
Способ 3 устранение залипания затвора путем очистки его шторок.
Так, как сервисная инструкция для фотоаппарата Canon PowerShot S2 IS, по крайней мере на период ремонта, в и-нете отсутствовала, и чтобы "лишних" деталей было поменьше, разборку решили заснять.
Не столько времени занимает само устранение неисправности, сколько разборка с последующей сборкой.
Запаситесь терпением, а также небольшой крестовой отверткой типа часовой, неплохо бы иметь набор часовых отверток, пинцет с тонкими, желательно изогнутыми кончиками, нож (для вскрытия пластикового корпуса путем расклинивания).
Полагаю, нет смысла напоминать, что в ремонте такой техники очень важна аккуратность и категорически противопоказана спешка. Очень осторожно со шлейфами (ленточными кабелями)! Желательно не путать снятые винты, чтобы при сборке они оказались на своих местах. Кроме длины они идут еще и с разным шагом - мелкий под металл, крупный, соответственно вворачивается в пластик.
Методика разборки фотоаппарата Canon PowerShot S2 IS
Снимаем крышки в такой последовательности: задняя, боковая, передняя, верхняя с переключателем режимов, снимаем фотовспышку. На рисунках 1, 2 и 3 фотоаппарат со снятыми крышками.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Снимаем панель контактов кнопок (рисунок 4)
Рисунок 4
Все мешающие ленточные кабеля разъединяем. Несколько ленточных кабелей имеют по 2 отверстия у окончаний. За них и следует вытаскивать такие кабеля с разъемов при помощи пинцета с тонкими кончиками. Несколько разъемов имеют защелки - фиксаторы, которые перед съемом кабелей необходимо разблокировать. В противном случае есть риск надорвать кабель!
Далее снимаем плату процессора (рисунок 5) и объектив. Он крепится к шасси с помощью 3-х винтов (на рисунке 5 обведены синим). Этим еще и разблокируется ограничитель трансфокатора.
Рисунок 5
Снимая объектив, не потеряйте токосъемную пружину (на рисунке 6 обозначена "1").
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Далее разборка объектива. Открутив 2 винта, разбираем редуктор, вынимаем и складываем 3 зубчатых колеса (рисунок 8). Затем откручиваем 3 стягивающих винта (на рисунке 6 обведены синим цветом). Один из винтов расположен под шлейфом. Далее аккуратно, с поворотом, снимаем наружную часть с внутренней (рисунок 9). При этом желательно умудриться задвинуть внутреннюю подвижную линзу (1 на рисунке 10) обратно к наружной линзе объектива. В противном случае, если она сойдет с направляющей 3, шарик 2 выскочит под давлением находящейся под ним пружинки. Заправить их обратно не сложно, сложнее найти так, как отскакивают достаточно далеко. Другой вариант общеизвестен - разборка в прозрачном полиэтиленовом пакете. Это как кому нравится.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Еще следует позаботиться, чтобы не потерялся бронзовый направляющий наконечник 1 (рисунки 13 и 15). Он держится в отверстии только на густой консистентной смазке. На рисунках 12 - 17 детально изображена внутренняя часть объектива.
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Наконец-то мы добрались до виновника ремонта - узла диафрагма + затвор (рисунки 18-20). Его необходимо снять, выпаяв ленточный кабель на электромагните (всего 2 пайки), и открутив шаговый двигатель привода диафрагмы. Собственно, причина заключается в том, что смазка с обильно смазанного двигателя или редуктора постепенно перетекает на диафрагму и затвор. Но для привода диафрагмы используется двигатель с редуктором, и его крутящий момент весьма существенный, а затвор приводится в движение электромагнитом, который переводит затвор в противоположное состояние коротким импульсом. Поэтому и отражается неисправность только на затворе, хотя смазка попадает и в диафрагму.
Рисунок 18
Рисунок 19
Рисунок 20
Разбирать этот узел не советую - на последующую сборку ушло часа 3.
Рекомендую следующий способ очистки: Для чистки потребуется 96% этиловый спирт как можно чище (медицинский), набранный в шприц кубов 5 - 10. Поливать в положении электромагнитом кверху, намочив узел ниже электромагнита спиртом, затем осторожно двигая рычажками затвора 1 и ирисовой диафрагмы 2 (рисунки 18 и 20), добиться вымывания масла между шторками. На этом этапе без фанатизма - когда жидкости в шторках много, или ее совсем нет, они двигаются совершенно свободно, но если жидкости чуть-чуть, они слипаются, и излишним усилием их легко повредить! Промывка заняла около 40 минут.
Чистить неэтилированным очищенным бензином не пробовал, но, полагаю, возможно, и, даже более эффективно. Важно, чтобы жидкость была без примесей, испарялась без осадка. Проверить можно, капнув на стекло, и подождать, пока испарится.
На завершающем этапе очистки узел промокнуть салфеткой и дать просохнуть. Далее убедиться в свободном движении рычажков затвора 1 и ирисовой диафрагмы 2 (рисунки 18 и 20). В случае заеданий промывку повторить. Далее собрать в порядке, обратном описанному.
На всякий случай, сопротивление исправного электромагнита привода шторок затвора 35 Ом.
Для тех, кто решился на разборку узла затвора и ирисовой диафрагмы, рисунок 21.
Рисунок 21
Весь продесс ремонта занял в сумме около 11 часов (вместе с фотографированием этапов ремонта и сборкой узла диафрагмы и затвора).
И напоследок, пара полезных ссылок:
1. Коды ошибок фотоаппаратов Canon
2. Резидентный софт для цифровиков Canon, значительно расширяющий их возможности.
Мои наилучшие пожелания! Игорь Лысоконь г. Одесса 20/09/2010
Эксклюзивно для Теле- РадиоМастер 2007
|